Меню сайта

Поиск

Форма входа

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Свидетели веры. Храм-часовня в г. Инза

В трудные 90 – е годы ХХ века у многих инзенцев и, в первую очередь, у ветеранов Великой Отечественной войны, представителей научной и творческой интилигенции зародилась идея о построении в административном центре Инзенского района в городе Инза православного храма. Это желание горожан легко объяснимо. До 30-х годов XX в. в г. Инза было несколько больших церквей, одна из которых располагалась в центре города и две в микрорайоне Китовка, которые, как и многие другие в нашей стране, были разрушены большевистской властью. Сегодня трудно представить, о каком строительстве в то время могла идти речь. Большинство предприятий города столкнулось с экономическими трудностями. В стране отсутствовала политическая и экономическая стабильность.

История построения храма-часовни

Первый серьезный и обстоятельный разговор о строительстве храма–часовни в городе Инза состоялся в администрации района в июле 1994 года между отцом Николаем Шитовым (ныне архимандрит Адриан) и главой администрации Инзенского района Валентином Викторовичем Ломакиным. Идея строительства была поддержана главой администрации района, однако была необходима и общественная поддержка, так как определенная часть инзенцев не разделяла этой идеи. Многие инзенцы в то время еще не были духовно подготовлены к осуществлению строительства в городе православного храма. 

Однако в Инзе нашлись люди, которые мечтали о том, чтобы в их городе появился Храм Господне. В первых числах августа того же 1994 года к отцу Николаю обратились представители городской общественности: Георгий Александрович Бикинеев, Анатолий Иосифович Куракин, Владимир Николаевич Шкунов, Андрей Федорович Казармин, Надежда Константиновна Волоскова, Ирина Леонидовна Каракозова, Юрий Анатольевич Князев, пользующиеся авторитетом среди горожан, и вновь подняли вопрос о строительстве храма.
   Отец Николай увидел в глазах обратившихся серьезность намерения и поддержку, которой ему до этого не хватало. Таким образом, сформировалась инициативная группа инзенцев по строительству храма. Строительство храма–часовни не могло начаться без благословения правящего архиерея области. Именно поэтому первым шагом инициативной группы явилось прошение к Преосвященнейшему Проклу, епископу Ульяновскому и Мелекесскому о разрешении строительства часовни – памятника в г. Инза. 15 сентября 1994 года епископ Прокл, видя, что в строительстве заинтересованы не только граждане, но и местные власти, прошение одобрил, поставив на нем следующую резолюцию: «Одобряю благое стремление благодарных жителей града Инза. Наш общий долг помнить тех, кто положил свою земную жизнь за нас и наше Отечество. Память в душах наших живет вечно». Получив высочайшее одобрение епископа Ульяновского и Мелекесского, инициативная группа и отец Николай вновь обратились к Главе администрации Инзенского района В.В. Ломакину, понимая, что без его непосредственного участия и содействия строительство храма невозможно. Необходимо отдать должное главе администрации района, который активно включился в решение этого важного вопроса. Именно В.В. Ломакину принадлежит идея вместо деревянной церкви, как предлагалось изначально, строить каменный - пусть небольшой, но красивый каменный храм–часовню. Предложение руководителя было подержанно всеми участниками встречи единодушно. Все желали, чтобы храм–часовня стал украшением города. Инициативная группа и отец Николай изначально хотели, чтобы храм был построен в центре г. Инза, на привокзальной площади на месте бывшего клуба железнодорожников, который был закрыт, а здание его снесено. Однако решение об окончательном месте строительства храма–часовни было в компетенции районных и городских властей. Не откладывая дело в долгий ящик, инициативная группа по поручению ветеранов войны и труда и верующих граждан города 15 августа 1994 г. направила заявление главе администрации района В.В. Ломакину и главе администрации г. Инза Т.В. Моисеевой с просьбой определить достойное место под строительство храма. Их аргументами были приближающиеся юбилейные даты: 50 –летие Победы в Великой Отечественной Войне и 100 –летие Инзы. Члены инициативной группы, исходили из того, что храм, построенный в городе в канун юбилейных событий, станет архитектурным и духовным памятником, способным сохранить в поколениях инзенцев живую память, славную историю нашего Отечества и родного края. 
   Получив одобрение главы администрации района В.В. Ломакина и главы администрации г. Инза Т.В. Моисеевой о строительстве храма–часовни в центре города, вблизи мемориальной зоны и памятника «Разлука», отец Николай приступил к решению вопроса по изготовлению проекта на строительство храма. 
   В скором времени отец Николай встретился с главным архитектором города Ульяновска. В те дни он не думал о стоимости предстоящих работ. Сумма за изготовление проекта была значительной, но отец Николай узнал о ней не сразу. Как он сам вспоминал то, что произошло во время его встречи с главным архитектором Ульяновска, можно было назвать чудом. Главный архитектор Некрасов Вячеслав Иванович не только с радостью принял просьбу отца Николая, но когда встал вопрос о плате за проект, сказал, что это будет подарком городу Инза к его столетию и его первым взносом в строительство Храма – Часовни. 
После изготовления проекта храма–часовни была определена сумма, необходимая на его строительство - 11580 тысяч рублей.
   Торжественное освящение места под строительство храма–часовни во имя святых мучениц состоялось в день памяти этих святых великомучениц – 30 сентября 1994 года в 11 часов дня. Еще до начала строительства храма–часовни было решено назвать его во имя святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которые воплощают в себе все чаяния нашей жизни. Веру в наше возрождение, долгую надежду на обращение России к Богу и непосредственно в то, что воплощением этой надежды будет для нашего города построенный в нем храм.Однако, несмотря на все старания и желание отца Николая и инициативной группы строительство храма–часовни в 90-ые годы оказалось делом сложным. Почти четыре года вопрос о строительстве храма находился в подвешенном состоянии.

Возобновление строительства

   В 2000 году почти после шестилетнего простоя возобновилось строительство храма–часовни. 
Начало нового тысячелетия и нового века стало для нашей многострадальной России началом трудного исцеления от множества болезней, которые в разной форме терзали ее на протяжении всего ХХ века. Пока еще слабо загорающийся рассвет новой жизни многие инзенцы, как и большинство россиян, связывали с избранием нового Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Почувствовав политическую и экономическую стабильность, инзенцы вновь вернулись к вопросу строительства храма-часовни в Инзе.
   Именно тогда главный инициатор этого строительства Николай Тимофеевич Шитов, настоятель церкви во имя Святителя Николая в селе Оськино, состоя в добрых отношениях с прокурором Инзенского района Алексеем Дмитриевичем Батановым (ныне прокурор Ленинского района г. Ульяновск), обратился к нему с просьбой включиться в организацию строительства. Отца Николая не обмануло сердце: А.Д.Батанов не только стал оказывать практическую помощь, но и взял наравне с ним инициативу строительства. Прокурор района считал, что строительство храма в городе решит многие социальные проблемы и, в первую очередь, - преступность. Выступая на районном активе А.Д.Батанов, сказал, что не обещает, что сразу после возведения храма–часовни в городе исчезнет преступность, однако обращение к Богу инзенцев обязательно смягчит души и призовет их к добру. 
   Вторым помощником отцом Николая в деле строительства стал инзенский предприниматель Иван Андреевич Башаев. 
   Именно ему было доверено стать председателем инициативной группы, что означало взять на себя все административные и хозяйственные вопросы. Иван Андреевич был единственным членом инициативной группы, являющимся профессиональным строителем. На его плечи легло курирование стройки, а проще говоря, функции прораба. Отец Николай вместе с А.Д.Батановым и И.А.Башаевым стучали во все двери, где можно было получить помощь. Строительство требовало не только денег, но и материалов, вот и приходилось заниматься перепиской со множеством предприятий и организаций города и района. Писали всем: директору завода фильтровальных порошков В.А.Авдееву - просили 700 кг цемента; начальнику инзенской дистанции пути В.В.Чернавину - просили выделить железнодорожные рельсы; директору мясокомбината «Инзенский» - просили выделить 60 кг металлического уголка; директору Инзенского ДРСУ - просили щебень; директору ООО ПИК «Диатомит - Инвест» - просили выделить денежные средства на приобретение металла, кирпича для внутренней облицовки храма; руководству совхоза–завода «Неклюдовский» - просили 300 литров дизельного топлива; директору МП ЖКХ Ю.Ф. Целуйкину - просили металлоконструкции; директору ООО ПФ «Инзенский ДОЗ» В.Н. Куприянову - просили денежные средства; директору совхоза «Первомайский» А.Н. Трошкину с просьбой помочь с денежными средствами на нужды строительства; заместителю главы администрации района В.Г. Казакову с просьбой выделить металл на возведение ограды вокруг храма – часовни; директору Инзенской агрофирмы «Инза» В.Г. Бикинееву с просьбой обустроить деревянные полы; начальнику ИН ООО «Вторчермет» Т.В. Бульбенко с просьбой выделить металл; директору Инзенского леспромхоза Н.И. Мангушеву с просьбой выделить два куба дубовых лаг; директору Инзенского леспромхоза Б.К. Камаеву с просьбой выделить четыре куба липовой доски для изготовления иконостаса. Все просьбы инициаторов строительства были удовлетворенны. Без помощи, которую оказывали руководители предприятий, строительство могло затянуться на долгие годы, но, славу Богу, строительство шло, и все, что было необходимо, находилось. 
   Среди руководителей предприятий города были и те, к кому не пришлось обращаться, но которые сами оказывали помощь в организации строительства. Директор Инзенской фабрики нетканых материалов Татьяна Николаевна Ребровская в случае необходимости выделяла технику и неоднократно вносила денежные средства на строительство. 
   Борис Константинович Столыпин, безвозмездно взял на себя обязанность по возведению фундамента храма–часовни. Директор Инзенского АТП Александр Иванович Макаров (ныне глава администрации МО «Инзенский район») выделил спецмашины КамАЗ для вывоза старого грунта и завоза новой земли. 
Сегодня, спустя годы, когда отец Адриан рассказывает о строительстве храма–часовни, он признается, что без участия А.Д. Батанова и И.А. Башаева это строительство не осуществилось бы. Они не опускали руки и оказывали всестороннюю помощь от души.
   Начиная с 2000 года, строительство храма не останавливалось ни на один день, даже в зимнее время. Отец Николай и главные попечители строящегося храма–часовни почти ежедневно приезжали на стройку, решая многочисленные вопросы. 
   30 сентября 2000 года на праздник святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был отслужен водосвятный молебен на месте строящегося храма-часовни. Совсем скоро перед инзенцами предстал уже храм из красного кирпича. 
   Спустя год после этого, местный поэт, а ныне член союза писателей Республики Чувашия Геннадий Кондратьев напишет прекрасные стихи «Здесь города сердце», посвященные этому событию и отражающие волнение и подлинную радость горожан в связи со строительством храма-часовни. 
1 октября 2001 года в строящемся храме было совершено соборное богослужение, в котором приняло участие 6 священников: попечитель строительства - настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца с. Оськино отец Николай Шитов, настоятель храма г. Никольска Пензенской области иеромонах Христофор, настоятель Поддубновской церкви отец Николай Федотов, иеромонах отец Наум, игумен, настоятель храма с. Румянцево (Бырышский район) Агафангел, иеромонах отец Серафим, иерей отец Игорь (Барышский район). В этот день в восточную стену алтаря были положены мощи: святого святителя Иннокентия Пензенского, священномученика Харалампия, преподобного Петра Чигиринского, священномученика Гавриила Мелекесского, старца иерея Иоанна Оленевского, Блаженного старца Андрея Симбирского, преподобного Филарета Ичалкинского. Несмотря на плохую погоду и холод, в храме–часовне народу собралось много. Люди, еще вчера сомневающиеся в том, что благая идея претворится в жизнь, уверовали, что в этом Храме будут проходить богослужения. Инзенцы, воспринимающие строительство храма в трудное время как чудо, благодарили отца Николая, который, наверное, единственный, кто верил и ни на минуту не сомневался, что мечта его о строительстве в городе Инза православного храма обязательно сбудется.
   В храме еще не были проведены внутренние отделочные работы, однако с января 2001 года он открыл свои двери для своих новых прихожан. Инзенец А. Егоров в своей статье «Здесь светом наполняется душа», опубликованной в районной газете «Вперёд», восторженно описывал первое таинство крещения младенца в праздник Дня Богоявления в храме–часовне. 
   28 января 2002 года по благословению его высокопреосвященства архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла отцом Николаем Шитовым в храме–часовне святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии была совершена первая Божественная Литургия. 

Участие в строительстве общественности и районных СМИ

   Значительное участие в строительство храма–часовни внесла общественность нашего города и района и редакция районной газеты «Вперёд». Районная газета регулярно печатала обращения инициативной группы по строительству храму, а также вела большую просветительскую работу среди населения, давая доступ к публикациям на своих страницах отцу Николаю. Именно со страниц районной газеты «Вперёд» инзенцы стали узнавать о православной вере, о православной культуре, что было забыто за долгие годы молчания. После того как в районной газете «Вперед» было напечатано постановление городских властей № 418 от 19 августа 1994г. «О проектно – изыскательных работах по строительству часовни-памятника по ул. Красных Бойцов г. Инза», инициативной группой был открыт счет для добровольных перечислений средств на строительство. В газете «Вперёд» появились постоянные рубрики «Благовест зовет!», «Храму быть!», «Святое дело не остановить!», в которых инициативная группа отчитывалась о поступлении и расходовании средств на строительство. Согласно журналу учета поступлений пожертвований граждан, который до сих пор сохранен, денежные средства пожертвовало 727 граждан. 
С 1994 года на страницах районной газеты «Вперёд» стали выходить познавательные статьи, рассказывающие о православии и роли Русской Православной Церкви в истории нашего государства, которые объясняли необходимость строительства храма–часовни в городе. Перечислю лишь некоторые: 1994 год - «Великая Отечественная и церковь» А.Куракин, Н.Волоскова, 1994 год - «Земля, где нет зла» И.Каракозова.
   Но были и те, кто не понимал, для чего необходимо строительство храма–часовни в нашем городе, что в общем-то, как я уже писал выше, было неудивительно для того времени. Так 8 октября 1994 года в районную газету с открытым письмом обратилась А. Паленова, которая, недоумевая, задавала вопрос: «При чем мемориальный комплекс и православная часовня в центре города?» Были те, кто считал, что часовню строить нельзя в центре города потому, что там расположены объекты торговли. Были и те, кто, абсолютно не разбираясь в вопросах веры и ничем не помогая в строительстве, давал советы со страниц газеты «Вперёд» о месте храма – часовни на городских кладбищах и т.д. Необходимо отдать должное отцу Николаю, членам инициативной группы и многим инзенцам, которые спокойно относились к критике по строительству храма-часовни и готовили аргументированные ответы на все поступающие советы и вопросы. Принимая от кого-то критику, от кого–то поддержку, отец Николай вместе со своими помощниками терпеливо продолжал собирать средства на строительство и вести среди населения разъяснительную работу. 

Храм - часовня: его обустройство и святыни

   Несмотря на то, что храм совсем небольшой внешне, он красив и имеет резной иконостас с иконами, что отличает его от множества других храмов Симбирской и Мелекесской Епархии. Изначально резной иконостас было решено делать из-за того, что покупка иконостаса в специализированной мастерской обошлась бы очень дорого, а денежных средств во время строительства и без того не хватало. Иконостас за исключением икон изготовили инзенские мастера С. Акулинин и О. Григорьев. Проект иконостаса был изготовлен художником–резчиком по дереву Владимиром Юшиным из р.п. Кузоватово. Он же вырезал на дереве все иконы иконостаса. Изначально художник готовил проект для храма в честь Благовещения г. Володарска Нижегородской области по заказу иерея Ильи Шитова, сына о. Николая Шитова. После того как художник выполнил заказ, отец Илья Шитов, детство которого прошло в г. Инза, решил подарить проект иконостаса строящемуся храму–часовне. Сын так же знал, что его отец- главный попечитель строящегося храма-часовни мечтал о таком иконостасе, так как когда–то давно он видел подобный в Великопетровском монастыре города Москва. 
   Иконостас не только красив, но и очень интересен по содержанию вырезанных на нем икон. 
В иконостасе вырезаны иконы самых почитаемых святых: преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святых апостолов Петра и Павла, великомученика Георгия Победоносца, блаженного старца Андрея, в которую вставлена частица мощей святого. Особо отличается икона царственных страстотерпцев, к которым добавлены креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир и святой благоверный князь Александр Невский. Последний изображен в монашеской схиме, которую он принял перед смертью. Данный образ символизирует религиозную и государственную преемственность Руси. Вверху иконостаса над царскими вратами находится икона Святой Троицы.
Большим отличием нашего небольшого храма–часовни от многих других храмов является то, что в нем множество православных Святынь, среди которых икона Божией Матери «Достойно есть» (другое название «Милующая») афонского письма, икона с частицей мощей преподобного Гавриила архимандрита Мелекесского. В храме-часовне имеется крестильная купель, которая была подарена отцу Николаю директором Ульяновского книжного техникума в 2004 г. Она ему досталась от его теток, которые жили в c. Усть -Урене Ульяновской области. Знаменательна данная купель тем, что в годы Советской власти когда в области были закрыты почти все храмы, крещение в ней совершали преподобный исповедник Гавриил Мелекесский и архимандрит (возможно, в тайне епископ) Гермаген. Оба состояли при особо почитаемом в нашей области старце Максиме.
   В храме–часовне есть иконы из других храмов Инзенского района, ныне не действующих и разрушенных: «Боголюбская», «Взыскание погибших» из храма в честь Рождества Христова с. Китовка, а также иконы «Жен-мироносицы» и «Святой Ангел-хранитель» старообрядческого храма с. Аристовка христиан-старообрядцев Поморского брачного согласия, икона пророка и предтечи крестителя Господня Иоанна храма с. Сюксюм. Главной Святыней храма–часовни во имя святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии является Чудотворная икона Параскевы-пятницы. Кроме того, в храме–часовне имеется образ святого великомученика Александра Телемакова. Постараюсь подробно рассказать об истории каждой иконы. 

 Чудотворная икона святой великомученицы Параскевы

   Немногие знают, что в жизни нашего района было место настоящим чудесам, происходившим по воле святых угодников Божиих, ограждавших нас своими молитвами от бед и напастей. Одним из таких чудес было явление иконы на роднике в лесу вблизи сторожевого поселения образа святой великомученицы. Согласно преданиям, население, проживающее в этом поселении покинуло его, оставив чудотворный образ в часовне, которая была специально построена для него. 
   В Советское время часовню сожгли. Люди, которые видели и помнили этот акт богохульства, рассказывали, что главного поджигателя часовни поразила молния. 
   Несмотря на то, что часовня была сожжена, чудотворный образ был спасен и тайно перенесен в церковь во имя Архистратига Божия Михаила с. Коноплянка. В 30 – ые годы ХХ в. власти закрыли храм и устроили в нем хранилище зерна. В селе напротив храма проживала женщина Параскева Матфеевна, которая знала о чудотворной иконе. Она выпросила ее у хранителя зерна. Никто тогда по состоянию иконы не мог определить, что она является чудотворной, так как с нее был снят киот. Женщина унесла икону домой и долгие годы являлась ее единственной хранительницей. Тяжело было скрывать то, что имеющаяся в доме женщины икона является чудотворной, поэтому из всех сел Инзенского района помолиться к ней приходили люди. Не единожды в с. Коноплянка помолиться перед чудотворным образом приезжал отец Николай Шитов. В 90 – ые годы ХХ в. началась «охота за чудотворными иконами». Отец Николай, опасаясь за сохранность иконы, предлагал одиноко проживающей П.М.Лукиной передать ее в храм. Женщина, которая бережно долгие годы хранила чудотворный образ, настолько полюбила его, что не нашла сил расстаться с ним. Не настаивал и отец Николай, уважающий подвижничество хранительницы и понимающий ее. По моему мнению, такая терпеливость и ненастойчивость вызваны были тем, что сам о. Николай долгие годы втайне от всех хранил главную симбирскую святыню - Чудотворную Жадовскую икону Казанской Божией матери. Но об этом я еще напишу в этой книге подробней. 
   Незадолго до своей смерти Параскева Лукина попросила своих детей бережно хранить чудотворную икону, а если это по каким-либо причинам это будет невозможно передать ее отцу Николаю. Так и случилось. Одна из дочерей Лукиной, проживающая в г. Инза, передала ее отцу Николаю, который сразу же решил передать ее в новый храм-часовню с надеждой на то, что с принесением в наш город данной иконы, Инза и каждый из нас приобретет заступницу и покровительницу святую великомученицу Параскеву. Сегодня без всякого страха, благодаря смелости и вере, П.М.Лукиной которую Господь сподобил быть хранителем чудотворного образа святой великомученицы Параскевы, инзенцы имеют возможность прийти в храм – часовню во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и помолиться перед ним. Со дня принесения в Храм – часовню перед образом не перестает гореть лампада и свечи. 
   Великомученица Параскева - одна из наиболее почитаемых на Руси святых. В древних месяцесловах и святцах имя этой Божьей угодницы пишется так: "Святыя Параскевии, нареченныя Пятницы". 
Издревле святая Параскева считалась покровительницей женщин и всех сторон женской жизни. Память о святой Параскеве в Православной церкви совершается 10 ноября (по новому стилю).

В завершении

    Завершая статью, не могу сказать о том, что у инзенского храма-часовни немало различных проблем и нужд, которые много лет лежат на плечах одного архимандрита Адриана (Шитова). 
На Руси испокон веков было принято, что прихожане храмов заботились о содержании, ремонте и обустройстве своих церквей. Сегодня ситуация другая, правда, не везде. Настоятелям приходится не только ежедневно выполнять различные требы прихожан и совершать Богослужения, но и заниматься хозяйственной деятельностью.
Надеюсь, что каждый из нас сделает все по мере своих возможностей, чтобы единственный храм города Инза достойно встретил юбилей.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: AlexanDer (17.02.2011)
Просмотров: 3143 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]